Когда с соседом по пути

27 января 2017, 10:35 Источник:  Капитал.кз

Когда с соседом по пути

Еще несколько лет назад найти такси в «режиме онлайн» для многих алматинцев означало выйти на обочину дороги, поднять руку и попытаться договориться о маршруте и цене с останавливающимися водителями. С появлением сервисов поиска такси процесс переместился в мобильные приложения и интернет, многие таксопарки сейчас также предлагают мобильные варианты заказа машины в дополнение к общению с оператором колл-центра. Но что если речь идет не о разовом перемещении, а о постоянных поездках — например, на работу? Сервисы поиска попутчиков помогают«разглядеть» в соседях потенциальных пассажиров и «таксистов». «Сама концепция такого сервиса подразумевает, что поездки обойдутся дешевле, потому что пассажиры и попутчики предлагают свои цены — так происходит«естественный отбор», — уверяет Сырымбет Искаков, IT-директор казахстанского сервиса Tezway. Он рассказал«Капитал.kz» о том, как появился стартап, в чем его отличия от известных сервисов поиска такси и насколько это безопасно — ездить с соседом.

Идея появилась на личном опыте

В 2011—2012 годах я ездил на работу на автобусе. Было непросто, особенно летом: около часа в пути по жаре перед началом рабочего дня, это изматывало. Потом оказалось, что мы с коллегой живем недалеко друг от друга, а у него есть личный автомобиль. Мы договорились ездить вместе, я подходил к определенному месту, он меня забирал. Это было комфортнее, быстрее и, естественно, интереснее, потому что в дороге мы могли что-то обсудить.

В дорожных беседах мы и поняли, что такой сервис может облегчить жизнь многим людям. Если люди живут рядом и работают недалеко друг от друга, почему они не могут ездить вместе? Даже если у обоих есть собственные автомобили, они все равно могут объединиться, чтобы оптимизировать затраты и рационально использовать транспортные средства. Это в то же время сэкономит деньги пассажира, если раньше он ездил на такси.

Идея сервиса появилась в 2011 году. Мы обсудили, как это будет выглядеть, и в 2012 году начали проектирование и разработку. С этим проблем не возникло, поскольку мы работаем в сфере разработки программного обеспечения.

Первую версию сайта позже мы доработали: переделали с учетом пожеланий, функционала, поисковой оптимизации. Полноценная версия сайта запустилась в июне 2014 года. Примерно в одно время с сайтом мы запустили и приложения для Android и iOS. В разработку и запуск мы вложили собственные средства.

Монетизация зависит от популярности

Пока проект социальный, мы не берем плату ни с водителей, ни с пассажиров. Но при достаточном трафике на сайте мы планируем его монетизировать с помощью рекламы, в том числе георекламы. В приложении у нас есть возможность на карте видеть, где движется попутчик. Пока человек отслеживает маршрут, приложение будет показывать ближайшие к его местоположению акции, выгодные предложения. Это один из возможных вариантов монетизации.

Сейчас мы нацелены на популяризацию сервиса. Эту работу мы проводили с самого запуска и до конца 2015 года, делали маркетинг, но с начала 2016 года на время приостановили активную деятельность из-за некоторых внутренних и внешних причин. Сейчас же мы видим, что интерес со стороны пользователей и потенциальных партнеров снова растет, поэтому активизируем работу.

Выгода не только личная

Помимо личных выгод пользователей сервиса есть еще выгоды для общества, для города. Когда люди едут в одной машине, уменьшается количество транспорта на дорогах, это благоприятно для экологии, уменьшает нагрузку на парковки.

Да, городские власти сейчас делают акцент на развитие общественного транспорта. Понятно, что общественный транспорт значительно снизит нагрузку, но есть такие жители города, которые в общественный транспорт сядут не скоро, потому что его развитие не будет моментальным. Для того чтобы люди начали использовать общественный транспорт как средство передвижения, нужно сделать его комфортабельным. Эта работа ведется.

Наш проект не идет вразрез с этими планами. Он помогает снижать трафик. Поэтому городской акимат и поддерживает наш проект.

С кем безопаснее: с попутчиком или таксистом?

Наш сервис по сути своей как социальная сеть. Мы не оказываем услуги в классическом виде, не берем за это плату. Мы просто даем людям возможность найти себе попутчика. Перед тем, как выбрать себе попутчика, человек может перейти с нашего сайта на его страницу в социальной сети. Может посмотреть его фотографии, по каким-то постам определить — насколько это возможно — адекватен ли человек, предварительно списаться с ним. Получается, если человек едет с попутчиком, у него есть информация: имя, фамилия, фотографии. В этом заключается определенный уровень безопасности. Однозначно это безопаснее«такси», пойманного на улице.

Однако мы как сервис, который помогает людям найти попутчиков, такую безопасность гарантировать не можем. Мы ведь не можем проверять каждого пользователя, запрашивать удостоверения, справки о несудимости или из диспансеров и пр.

Uber, Яндекс. Такси — не конкуренты

Считаем ли мы Uber и Яндекс. Такси нашими конкурентами? Наши сервисы различаются. Мы не даем возможность заказать себе попутчика или машину моментально. Человек, как правило, пользуется нашим сервисом, если ему нужно ежедневно ездить, например, на работу или с работы, из пригорода в город и обратно. Наше преимущество в том, что, найдя себе попутчика, пассажир будет тратить меньше денег.

Где гарантия того, что стоимость поездки будет ниже? Это предполагает сама концепция нашего сервиса. Зачем вам искать попутчика, которому нужно платить больше, чем при вызове такси? Пользователи нашего сайта как на аукционе предлагают цену: кто столько готов заплатить и кто за сколько готов везти. Если водитель завысит стоимость, никто с ним не поедет.

Происходит естественный отбор. Мы наблюдаем его на практике. Если я автовладелец, езжу каждый день, то мне будет приятно и выгодно возить одного-двух человек на постоянной основе, это компенсирует расходы на бензин и парковку, поэтому и предполагается, что плата будет ниже.

Более того, есть водители, которые готовы возить бесплатно, а некоторые ставят чисто символическую цену, просто потому что им интересно с кем-то ехать и общаться.