Перераспределение полномочий напоминает драку двух лысых из-за расчески, - казахстанские политологи об обращении Назарбаева

26 января 2017, 09:52 Источник:  Ca-News
Перераспределение полномочий напоминает драку двух лысых из-за расчески, - казахстанские политологи об обращении Назарбаева

Казахстанские политологи высказались по поводу специального обращения президента Казахстана Нурсултана Назарбаева о перераспределении полномочий между ветвями государственной власти.

По мнению политолога Досыма Сатпаева, перераспределение полномочий напоминает драку двух лысых из-за расчески.

"При этом двумя "лысыми" являются правительство и парламент, которые показали свою слабую эффективность как с точки зрения реагирования на кризисные ситуации, так и в плане адекватной законодательной работы. В принципе, проблема не в том, как передать полномочия. Проблема в том, кому их передавать.

Это тупиковая ветвь развития любой сверхпрезидентской системы при которой априори не могут существовать сильные политические институты. Кстати, несколько лет назад нижняя палата парламента, в лице «Нур Отан», как партии получившей большинство на выборах, уже обрела формальное право участвовать в формировании правительства. Но фактически, статус «нотариальной конторы» при правительстве и АП, парламент так и не поменял. Кстати, события прошлого года, это в очередной раз показали", - рассуждает Сатпаев на своей странице в Facebook.

По мнению Досыма Сатпаева, Назарбаеву, возможно, надоело постоянно прикрывать промахи и ошибки парламента и правительства в социально-экономической сфере, которые, особенно в прошлом году, поставили свой рекорд.

"В результате, окончательно закрепляется принцип: "Хороший царь. Бояре плохие" в рамках тезиса о том, что глава государства теперь надсистемный игрок и арбитр. Конечно, можно попытаться стать казахстанским Дэн Сяопином или Ли Куан Ю, но в наших условиях трудно быть полностью надсистемным игроком являясь заложником самой системы, где все будут продолжать по привычке оглядываться на Акорду, которая долгое время приучала многих к тому, что инициатива может быть наказуема", - считает эксперт.

По мнению политолога, сначала необходима реформа партийной и избирательной системы, чтобы в парламенте сидели не «партии-зомби» и «депутаты-флюгеры», а электоральные и конкурентоспособные игроки.

"При этом сам парламент должен формироваться не только по партийному списку, но и по мажоритарному принципу. Только в этом случае, законодательная ветвь власти станет тем самым коллективным преемником, который мог бы гарантировать некую политическую стабильность во время транзита власти, так как игра велась бы в рамках правового поля, а не только в рамках кулуарных разборок внутриэлитных групп.

Только в этом случае, законодательная ветвь власти станет тем самым коллективным преемником, который мог бы гарантировать некую политическую стабильность во время транзита власти, так как игра велась бы в рамках правового поля, а не только в рамках кулуарных разборок внутриэлитных групп. Только в этом случае оправдан тезис о том, что 01 сокращает президентские полномочия, чтобы любой его преемник имел их меньше, чем у него. При остальных вариантах не суть важно сколько и какие полномочия будут у второго президента, так как слабый президент и слабый парламент намного хуже схемы: "сильный президент и слабый парламент". Но такая схема опять лишь возвращает нас к тому с чего начали", - заключил Сатпаев.

В свою очередь политолог Султанбек Султангалиев назвал спецобращение президента отличным политтехнологическим ходом и предположил возможность досрочного роспуска мажилиса.

"Я бы не стал исключать подобный вариант развития событий, как и досрочный роспуск мажилиса и проведение парламентских выборов. Само выражение "учитывая важность предлагаемых мер, я решил вынести на всенародное обсуждение проект конституционных реформ, который будет опубликован" может предполагать и просто общественные обсуждения с участием экспертов и представителей гражданского общества, как это уже было апробировано в процессе обсуждения поправок в Земельный Кодекс", — полагает политолог.

По мнению Султангалиева, неожиданный формат специального обращения – это "отличный политтехнологический ход". Логичнее было бы ожидать такого эпохального заявления в ежегодном послании президента народу Казахстана.

"Мы, безусловно, услышим озвученные идеи в Послании, но в более конкретизированном, детально проработанном варианте. Сам лаконичный, без пафосности чеканный слог обращения говорит о сильной идеологически подкованной команде, стоявшей за подготовкой документа", — считает Султангалиев.

Политолог Андрей Чеботарев считает, что конституционная реформа нацелена на транзит власти.

По его мнению, никакой революции в заявлении президента Казахстана нет.

"Революции точно тут нет. Другой вопрос – ради чего. На мой взгляд, идет укрепление институтов, нацеленное на будущий транзит, переход верховной власти. Понятно, что следующий президент не будет обладать такими полномочиями, как он", - считает эксперт.
Вместе с тем директор Казахстанского института стратегических исследований Ерлан Карин считает, что Президент редко выбирает для своих заявлений формат обращения к народу.
"Обычно программные заявления делались с трибун каких-либо политических мероприятий - к примеру, на заседании парламента, правительства, съезда правящей партии и т.п. Формат телевизионного обращения чаще используется в европейской и американской политической практике как инструмент прямого обращения лидера к гражданам по наиболее актуальным темам и вопросам или в момент выдвижения новой политической инициативы. Поэтому лично мне импонирует, что президент меняет и пробует новые политические подходы. Одна из последних новаций, когда в декабре прошлого года президент провел публичную церемонию подписания закона об амнистии и затем специально прокомментировал это перед камерами. Думаю, и сегодня президент специально выбрал именно такой формат, чтобы подчеркнуть значение выдвигаемых новых политических инициатив", - написал Карин.