Показать язык
Подмигнуть
Людмила ss нет на сайте
 
13824524258262707979.mail.ru
Пол: женский
Возраст: 70
Город: Алматы
Страна: Казахстан

НАВЕРХ

Я всегда с вами!

 

 

 

Сегодня 11:47
НАВЕРХ

Поздравление с праздником от нашего Президента

..

 

 

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поздравил женщин Казахстана с 8 Марта – Международным женским днём.

"Каждый год Международный женский день даёт нам возможность по-особому выразить самые тёплые чувства к прекрасной половине человечества, отметить исключительно важную роль, которую вы, женщины, играете в жизни нашего государства и общества. Ведь неслучайно казахская пословица гласит: "Женщина одной рукой качает колыбель, а другой – весь мир.

За годы независимости мы стали свидетелями множества историй успеха женщин в самых разных сферах. Достижения наших женщин мотивируют всех граждан страны, служат хорошим примером для молодёжи. Ваша активная гражданская позиция способствует успешному решению актуальных общественных проблем и всестороннему развитию страны. Мудрость, энергия, созидательный труд казахстанских женщин помогают всем нам преодолевать любые сложности и достойно отражать сложнейшие вызовы", – говорится в поздравлении Президента.

Президент пожелал всем женщинам крепкого здоровья, счастья, благополучия, исполнения заветных желаний.

Сегодня 11:40
НАВЕРХ

Молодость... Она уходит не прощаясь

..

Снимок из фотоальбома. Мне 24 года...

Сегодня 10:25
НАВЕРХ

Вечер.Мысли.Как было тогда. До пандемии...

Был отдых на даче.. Попеременно с работой на грядках. Душа болит. Как там? Сторож есть конечно. Но всё запущено. Собаку и двух кошек отдали соседке Наталии Ивановне.Она живёт в дачном посёлке постоянно. Запасы для питания у неё в погребе. Остальное привозит сын Вадим из ближнего посёлка.

05 марта 2021 20:59
НАВЕРХ

Школа.Учитель.Актуально.

По словам вице-министра Шолпан Кариновой, в виду улучшения ситуации по коронавирусу в стране с 1 марта учащиеся 1-5 классов общеобразовательных школ, а также 1-7 классов международных школ возвращаются за парты. Часть из предметов будет проводиться в очном формате, часть – в дистанционном. При этом перечень учебных предметов и количество часов для обучения в штатном режиме будет определяться организациями образования. МОН лишь дало рекомендации оставить в асинхронном формате такие предметы, как "Художественный труд" и "Музыка". 

 Обучающимся разрешается приходить на занятия не в обязательной школьной форме, а в свободной, опрятной и аккуратной одежде. Кроме того, для отстающих по программе учащихся возобновят индивидуальное обучение во внеурочное время. Это, по словам Кариновой, необходимо для восполнения потерь в знаниях и возможно в группах не более 15 человек. Занятия смогут посещать учащиеся 6-8, 10 классов.

 Вице-министр отмечает, что в случаях болезни или контактов с больными коронавирусом детей разрешается оставлять на домашнем обучении.

"Все участники образовательного процесса должны соблюдать санитарно-эпидемиологические требования. Руководители школ обеспечивают все условия для соблюдения безопасности и сохранения здоровья детей. Обучающиеся и педагоги соблюдают правила личной гигиены и меры санбезопасности. Важно понимание и поддержка со стороны родителей по соблюдению детьми личной гигиены и социального дистанцирования", – написала Каринова на своей странице в  в Фейсбуке 

Напомним, с 1 марта в республике были  смягчены карантинные ограничения  Об этом стало известно по итогам заседания межведомственной комиссии по недопущению распространения коронавирусной инфекции. К очной форме обучения не смогут вернуться лишь школьники из Мангистауской, Костанайской, Жамбылской областей, где по итогам мониторинговой проверки зафиксировано наибольшее число нарушений санитарно-эпидемиологического режима в организациях образования.
05 марта 2021 13:07
НАВЕРХ

05 марта.Пятница 2021 года. Полдень.

 

******************************************************************************************

..

 

Алма-Ата после снегопада. Терпим. Ждём весну... А выпавший ночью снег-временное явление.

05 марта 2021 12:18
НАВЕРХ

Весьма интересно.

Наибольшую привлекательность для трудовой миграции приобрели страны, которые успешно справляются с коронавирусом

НУР-СУЛТАН, 4 мар - Sputnik. BCG и The Network исследовали предпочтения желающих сменить страну работы и составили рейтинг стран, опубликованный в "Анализе глобального рынка талантов – физического и виртуального", 

Наиболее желанными для опрошенных людей стали государства, где отмечено сравнительно небольшое распространение коронавируса и власти которых успешно справляются с эпидемией.

 

В лидерах рейтинга оказалась Канада.

 

"Канада стала самой привлекательной страной для трудовых мигрантов, потеснив США. Согласно данным нового исследования, пандемия существенно повлияла на отношение людей к работе за границей. В целом их заинтересованность в переезде ради работы уменьшилась, и их начали привлекать страны, которые смогли лучше других противостоять коронавирусу"...

Также в топ-10 стран, привлекательных для переезда, по мнению респондентов, вошли Австралия, Германия, Великобритания, Япония, Швейцария, Сингапур, Франция, Новая Зеландия.

 

Италия и Испания выпали из первой десятки. Другие развитые европейские страны сдали свои "доковидные" позиции.

"Сейчас Нью-Йорк, Барселона, Рим и Мадрид намного меньше привлекают участников опроса, чем в 2018 году. И напротив, популярность Токио, Сингапура, Дубая и Абу-Даби увеличилась благодаря тому, что эти страны относительно мало пострадали от пандемии", - также отметили авторы.

Для исследования были опрошены 209 тысяч участников из 190 стран. Около 50% респондентов готовы переехать в другую страну ради работы. Это меньше показателей 2014 и 2018 годов – 64% и 57% соответственно.

 
 
 
04 марта 2021 12:08
НАВЕРХ

Ракурс в историю

 

Турки говорят о своем проекте Великого Турана.
Но среди народов тюркских, есть другое мнение. Давайте разберем его по полочкам, как с позиции народов Средней Азии, бывших Советских, так и с позиции народов России и самих Великоросов.
И так, поехали.

Оказывается, возможен и не турецкий Туран.

Автор телеграмм-канал "Сыны Монархии" пишет.

У меня очень умные и интересные подписчики. Недавно пообщались с пророссийским узбеком из Ташкента.

Сам он не любит ни ислам, ни пантюркизм, являясь при этом патриотом своей страны и своего народа.

Исламизация у него ассоциируется с арабской колонизацией Средней Азии, пантюркизм — с доминацией Турции. Он же рассматривает Узбекистан, как альтернативный Турции светский центр силы на Востоке, лояльный к России.

Туран — это не тюркский, а персидский термин из Авесты.

И вообще в Туране жили иранские скифы, которые, по некоторым данным и в этногенезе славян поучаствовали.

То есть, турки и тюрки просто сперли себе этот термин. Теоретически Россия с Ираном могли бы собрать в Средней Азии и на Ближнем Востоке Персидского-тюркский Туран, альтернативный, как агрессивному ваххабизму стран Персидского залива, так и турецкому пантюркизму.

Как писал мой собеседник:

«Представьте себе Туран до арабской оккупации, господствующая религия — зороастризм, потом несторианское христианство с собором в Самарканде, плюс веротерпимое тенгрианство монгол-кочевников».

Кстати о последних. В Узбекистане, который турки тоже рассматривают частью своего проекта, существует культ Тамерлана. Того самого, который разбил в пух и прах турок-оттоманов, остановив их экспансию в исторический Туран, а также накидал лещей хану Золотой Орды Тохтамышу, ослабив его так, что русские князья окончательно скинули ордынское иго и позднее добили саму Орду.

Таким образом, культовый для узбеков и других тюркских народов Средней Азии, Тамерлан, одновременно, является врагом предков современных турок-оттоманов и косвенным союзником русских в борьбе против Орды.

Также мой собеседник упоминает о том, что арабское завоевание тюрок Средней Азии было жестоким геноцидом, как и насаждение ислама огнём и мечом.

А вот русская колонизация была много мягче и действительно принесла народам Средней Азии улучшение качества жизни.

Вот на чем мы должны строить контр-турецкую и анти-исламистскую пропаганду на наших южных границах.

Снимать экспортные сериалы про Тамерлана Туркобойца и Ордыно-резателя и процветание Турана под русским владычеством, формировать в Средней Азии пророссийские светские русскоязычные элиты, которые будут править в союзных нам государствах и долбать турок с арабами.
Тем более в отличии от Соросятской лжи это чистой воды правда.

Телеграмм канал "Русский ориенталист" дополняет тему.

Долгое время для жителей Закавказья и Центральной Азии Россия была символом модернизации и развития. Русская культура — синонимом цивилизации. Сейчас это лишь ностальгия и остаточные настроения старшего поколения, получившего образование в СССР. Таким источником модернизации ставятся Турция и страны залива.

В каком-то смысле турки берут у русских реванш. В 17-м веке они претендовали на статус евразийской державы — государства объединяющего Европу с Азией. Но Петр Первый родился в Москве. Далёкая северная Россия совершила рывок и перетянула евразийское одеяло на себя. Могла даже окончательно похоронить Османскую империю и выйти к проливам. Но не добила.

Прошло триста лет. Турция вернулась. А «больной человек Европы» это, кажется мы с вами.

Удивительно ещё, насколько пантюркизм оказывается более живучим, чем панславизм или христианская общность. Далёкие от Малой Азии казахи или узбеки с гордостью называют себя тюрками, намекая на свою общность с турками и азербайджанцами, гордятся их победой. Давайте вспомним, часто ли, допустим, чехи гордятся победами русской армии?



А зачем мне вспоминать Болгарина или Поляка, они что с моим отцом, дедом или с прадедом за общее дело стояли? Они что вместе с моими предками Родину общею защищали? Нет и даже на против, они и участвовали в армиях других, посылая своих солдат против нас или как поляки хотели сами возглавить поход против Советской России. Я глубже в даваться и не хочу.
За чем мне такие братушки, что как только, так сразу в спину бьют, да харкают, преклоняются перед теми, кто Россию хочет уже три последних века расчленить.
Какие они братья!
Братья мне те, кто с нашими предками до Парижу шел, да в первую мировую в окопах с ними сидел. Да при Советской Родине до Берлина дошел. Кто прошел все невзгоды с нами, разделил и степь и полынь и братские могилы, те кто и в трудах и в горе и в самой величайшей в истории мира - победе, стоял возле нас, вместе с нами.

Да, я говорю о народах СССР и Народах России.
Пусть казахи ныне, чуток, перевирают свою роль, но по факту под Москвой стояли вместе! Стояли всю войну вместе с татарами, да башкирами, да с якутами, и эвенками и другими нашими братьями, с народами! Да, мы одна общая семья, та самая орда для своих врагов, мы та самая Великая Русь!

Что мне с южных или западных славян, когда вот тут, и здесь, со мной в одном окопе и в общем танке мои братья по оружию рядом будут. Это если что, они меня вытащат и спасут, а не поляк или чех. Это вместе с ними мы выиграли чеченский кошмар России, это солдаты их народов спасали русских парней.

Не видел я ни болгар, ни словаков, плевать им на нас всегда было. А западенцы и не только, стреляли и резали. А Белоруссы в сторонке, тихо песни пели, да заёмы стригли. А ныне одни шумеры, а другине змагары. Они даже по духу своему не русские уже.

Нет уж, я лучше со своим бурятом и эвенком, с калмыком и дагестанцем, ингушом, да со всеми нашими народами, я как то им, больше верю и на них вся надёга и опора. Не ужели кто то на болгарина или чеха захочет опереться? Не смешите мои кудри.

Это хорошо, что тот узбек, русского писарчука так просто просветил. На конец то созрели, великоросы истину воспринять, а я и так про это постоянно говорю и пишу!
Так что слава народам России! И спасибо за ваше братское плечо!
Да, нас орда, и мы все вместе! Мы вместе, та самая великая Россия!
Что, весь мир против нас? Тогда Мы, собираем свою рать!

А пока, Спасибо вам за внимание.

До свидание и берегите себя.
04 марта 2021 11:59
НАВЕРХ

Яблони в цвету-какое чудо

.

Для полного покрытия дефицита яблок в Казахстане планируется ежегодно закладывать более 2 тыс. га садов. Об этом на заседании Правительства сообщил министр сельского хозяйства РК Сапархан Омаров, передает корреспондент Kazpravda.kz.   

«На сегодня общее потребление яблок составляет 344,3 тысячи тонн, импорт составляет 144 тысячи тонн. Насыщение внутреннего рынка предполагается за счет закладки новых интенсивных садов на площади 6,6 тысячи га», – сказал Омаров.

По его словам, закладку новых садов предлагается сконцентрировать в основных садоводческих регионах: Алматинской, Жамбылской, Туркестанской областях и в Шымкенте.

«Ежегодная закладка садов будет в объеме в среднем 2 тысячи га, что с постепенным выходом на полное плодоношение позволит покрыть дефицит в яблоках и в 2024 году выйти на полное самообеспечение», – добавил министр.

02 марта 2021 22:26
НАВЕРХ

Remember.. И запиши:

Раньше я как то торопилась жить.. Боялась не успеть всё сделать и узнать. С годами такие чувства поугасли. Стала ценить каждую минутку жизни. Даже спать стала меньше. Старею что ли?..



Не торопитесь жить!Живите долго, вкусно!
Смакуя каждый день и каждый его миг.
Нам некуда спешить. Живите с толком, с чувством,
Чтоб песнею звучал живой воды родник.

Учитесь отдавать и не жалеть об этом,
Дарите свет любви, надежды и добра.
Встречайте каждый день с восторгом на рассвете,
Как будто лучший друг к вам в дом зашёл с утра.

Не бойтесь потерять, чтоб обрести всё снова,
Не бойтесь от любви глупеть, сходить с ума...
И в радость превращать привычные основы,
И главное - себе не лгите никогда!

Не торопись жить... живите долго, с чувством...
Ловите каждый миг, пока горит свеча.
Красиво жизнь прожить - по-своему искусство:
Чтоб яркий образ был лишь с твоего плеча!..

............



Я буду счастливой - я твёрдо решила…
Как-будто бы я никуда не спешила…
Что было, то было, что будет - то будет,
Пусть где-то прибавится, где-то убудет…
Я буду счастливой… Я буду!!!
Я буду… Живу не спеша, в ожидании чуда…..

..................................

Нужно жить каждой секундой, дорожить ею, ценить. Ведь, не знаешь ты, когда же оборвётся твоя нить. Помогай, люби, цени, и тогда счастливым будешь. Пусть мгновенье пролетит, но его ты не забудешь....

..........................................
01 марта 2021 20:54
НАВЕРХ

Мы все-заодно

Раньше я расстраивалась, что никого нет на сайте. Ну... Есть конечно.. Но мало. В основном, это любители фильмов. А в блогах тишь и благодать. А сейчас? Мне пофиг. Нет. И не надо. Буду думать, что я одна такая умная. Сама пишу блоги. Сама читаю. Но.. Это же клёво! Никто не достаёт. А у меня такое чувство, что я свободна от соседей, конкурентов, завистников. А свобода-дороже всего. Это факт.

28 февраля 2021 22:34
НАВЕРХ

Прошу Вас!

Почему то невозможно создать плейлисты. А раньше можно было. Плеер Адобе Флеш прекратил работу в январе. Нельзя слушать музыку. Не воспроизводится видео залитое на намбу.  Решите этот вопрос. Подключите к другому профилю.К другому медиаплееру. Иначе видео заливать сюда не буду. Обижусь. На мэйл.ру уйду.

28 февраля 2021 20:59
НАВЕРХ

Загадка Мариинской Впадины

Когда подводный аппарат Виктора Весково  коснулся  дна Марианской впадины, команда затаила дыхание. Невероятная глубина в 10 900 метров – это новый мировой рекорд, поскольку так глубокого еще никто не спускался. Для сравнения: даже если перевернуть гору Эверест, ее вершину и дно колоссальной океанической расщелины все еще будет отделять полтора километра.

И угадайте, что было первым объектом, который встретился на пути отважного первооткрывателя?

Мусор

По факту, это какие-то пластиковые отходы – вероятно, пакет или обертка от чего-то. Даже здесь, на огромной глубине, где человеку приходится прятаться в саркофаг из титанового сплава, видны следы бесконтрольного использования пластика мировой промышленностью. К счастью, одним лишь мусором пейзаж не ограничился.

Весков, по его собственным заверениям, был заворожен необычной картиной, что простиралась перед его глазами. Множество полупрозрачных существ неспешно дрейфовали в толще воды. Жизнь проявила себя во всей красе и многообразии – ни вечный мрак, ни чудовищное давление тому не помеха. Ученые уже выделили несколько совершенно неизвестных науке видов. В настоящее время исследователи анализируют все данные, что удалось собрать Виктору за первый сеанс его погружения. Как знать, может в будущем нас ждет еще больше удивительных открытий?

 

27 февраля 2021 15:19
НАВЕРХ

Теперь можно такие журналы не покупать. А скачать в интернете.

27 февраля 2021 14:05
НАВЕРХ

А если серьёзно?

Однажды вдруг меня не станет ..........
И не зайду я в интернет...........А кто-то ждать меня устанет..........И скажет — долго её нет.....А кто-то...... просто не дождавшись...........Меня из списка удалит............И я в корзине оказавшись.........Навеки
буду
позабыта….........А кто-то может......как и прежде.........Меня оставит
на виду...........И будет ждать меня в надежде.........Быть может я ещё
приду…........И долго пусть меня не слышно.........Кто знал
меня...........наверно — ждёт...........А остальным скажите — вышла........... ...................Но обязательно придёт….............

27 февраля 2021 12:20
НАВЕРХ

Интересная статья

Постигая мир языка казахов

Столичный казаховед, учитель высшей категории, лингвокоуч Толеу Аймаганбетова написала книгу в трех частях «Поздравляем на казахском!», где расшифровала этническую культуру казахского языка.

– Работая со своими учениками, которые после долгих мытарств обрели определенную предвзятость относительно языка, методики и педагогов, я поняла, что нужно наш язык реабилитировать через традиции и обычаи, – рассказывает педагог. – Многим из них уже порядком поднадоело учить казахский язык без очевидных результатов. Чувствуя их очередную надежду получить действенную помощь, приходится подключать все свои умения и знания. Я этого добиваюсь посредством истории, этнографии, этимологии. Так человек, постепенно входя во вкус, наконец, смело ступает в космическое пространство языка, называемое казахским миром.

Обычно при правильно выстроен­ной системе занятий обучиться языку можно и за год, но по желанию ученика постижение языка может продолжиться до трех и более лет.

– Расскажите, пожалуйста, подробнее, как строится Ваша работа?

Чтобы помочь соотечественникам, казахам и неказахам, учить язык, я написала книгу в трех частях «Поздравляем на казахском!», где не только расшифровываю обычаи и традиции казахов, но еще и объяс­няю порядок их отправлений, даю готовые шаблоны речевых ситуаций. Текст воспроизводится транскрипцией и озвучивается посредством Q-кода. Когда все это доступно преподносится, неносители языка влюбляются в язык и культуру нашего народа.

Еще один элемент: работая над словарным запасом, мои ученики новые слова узнают не через механическое заучивание, а, во-первых, через контекст, и, во-вторых, их толкование идет через морфологический разбор.

Возьмем, к примеру, казахское слово «қыз». В словаре оно обоз­начено просто – «девочка, девушка». Но у казахов, обращаясь к юной особе женского пола, не принято говорить в лоб «қыз». Это звучит как-то нетактично, бесцеремонно. Обычно говорят – «қыз бала» до подросткового возраста, а далее – «бойжеткен».

Теперь делаем морфологичес­кий разбор. «Бой» – это «рост». «Жеткен» – от глагола «жету» – «достичь». В «жеткен» аффикс «-кен» придает слову оттенок «уже», то есть уже достигший внимания рост. Чьего внимания? Естественно, мужского. И само это слово «бойжеткен» – достигшая ростом мужского внимания – дисциплинирует казаха. Во все времена были акселератки, и это слово как бы предупреждает – будь тактичен, аккуратен с бойжеткен. Казах не станет сосредотачивать внимание на внешности юной девушки ниже плеч. Это табу. Именно так я разъясняю значение любого нового слова – и оно врезается в память.

Этот пример я привела не случайно. В 2003 году у меня нес­колько месяцев в учениках ходил один человек – достаточно высокопоставленный чиновник. Потом его повысили до республиканского ранга, и он уехал в другой город, а когда через 12 лет вернулся в столицу, то решил продолжить учебу у меня. Но запамятовал мое имя. Однажды мне позвонили: «Извините, – сказала девушка на том конце провода. – Я задам странный вопрос. Не удивляйтесь, только ответьте да или нет. Мы ищем учительницу, которая хорошо разъяснила моему шефу слово «бойжеткен».

– Последнее время стали все чаще говорить о том, что государственный язык в Казахстане надо преподавать как иност­ранный. Вы согласны с этим?

– Этой темой – преподаванием казахского как иностранного через русский язык – я занялась еще лет 15 тому назад, когда работала в координационном языковом центре имени Шайсултана Шаяхметова. Я тогда предложила руководству готовить русскоязычных преподавателей для обучения казахскому языку как иностранному, так как появилось много казахов, которые фактически являются иностранцами в отношении родного языка и культуры. Но тогда меня не поддержали, я смогла заняться этой идеей самостоятельно, только выйдя на пенсию.

Соглашаясь и принимая точку зрения, что казахский нужно преподавать как иностранный, я категорически не согласна с тем, что его у нас, как утверждают некоторые, не умеют преподавать. Мол, методика плохая. Как специалист в этой сфере, я отслеживаю все, что касается этой темы, и вижу, есть энтузиасты – грамотные методисты и преподаватели, которые любят, могут и умеют обучать государственному языку.

И сейчас, на мой взгляд, ответственным структурам по внедрению государственного языка нужно просто скоординировать сильный педагогический потенциал и поменьше увлекаться проведением малоэффективных семинаров, сезонных фестивалей и конкурсов. Для участия в языковых «шоу» отбирают ведь, как правило, неказахов, которые впитывали язык с детства, поэтому устраивать фейерверки в их честь ни к чему. Нам сейчас надо поощрять тех, кто действительно начинает говорить на языке благодаря приложенным усилиям, как это, к примеру, сделал известный общественный деятель, заместитель руководителя аппарата Сената Парламен­та Максим Споткай.

– Некоторые еще предлагают делать ставку на структуру языка при его изучении...

– Это всего лишь общие фразы, брошенные на публику. Они не раскрывают всех глубинных проблем, которые присутствуют в любом языке, в том числе и в казахском. К тому же это далеко не новая идея. Чтобы заговорить на языке, нужно обрести навыки в четырех видах речевой дея­тельности.

Один из них – аудирование. При обучении даже взрослого человека нужно «идти на поводу» у природы. Почему у ребенка в 2,5–3 года словарный запас сос­тавляет более двух тысяч слов, и он довольно правильно строит предложения, хотя ни читать, ни писать не умеет? Как он получил эти знания? Через уши! Но для такого изучения языка нужен соответствующий материал.

А как учат в наших школах? Сначала изучают буквы и письмо, затем заучивают бессистемный набор слов, а потом читают как бог на душу положит без навыков правильного произношения. Далее пытаются переводить неадаптированные тексты на казахский, почти не имея представления о структуре казахского предложения. В результате возникает иллюзия знания языка. Но эти умения – не более чем узнавание языка глазами.

Знать, то есть узнавать печатный язык глазами, не означает, что мы можем выразить мысли вслух, сос­тавить с кем-то диалог, говорить на языке. Обучать нужно последовательно, на частотной лексике, на хорошем контенте, выст­роенном на базовой грамматике.

Итак, я повторюсь: на первом месте базовая грамматика с параллельным пополнением словарного запаса, на втором – аудирование. На третьем – постановка произношения, и только потом, через многовариантный, многократный повтор можно выйти на устную речь. По всем этим видам речевой деятельности я разработала уроки, написала учебники и пособия. Моим ученикам такая методика пришлась по душе.

Хотелось сделать это достоянием всех: и тех, кто занимается обучением, и тех, кто желает учиться. Но это оказалось очень трудной задачей, если не сказать больше. Пытаясь хотя бы обратить внимание на методику, я в свое время обошла все инстанции, которые отвечают за внедрение государственного языка. Там меня принимали, вежливо выслушивали и так же вежливо выпроваживали со словами: «Будем иметь в виду. Если что, мы вам позвоним». «Звонят» до сих пор.

Однако мир не без добрых людей. С изданием моих разработок вызвался помочь мой ученик Ерлан Оспанов, генеральный директор АО «Верный капитал».

– А как вы относитесь к серии книг «Ситуативный казахский» Каната Тасибекова?

– Положительно. Автор вложил в свои книги много труда. Он тоже вносит лепту в популяризацию казахского языка.

Раз уж зашел разговор о книгах, хочу сказать о роли чтения в изучении языка. Известно, что чтение развивает мышление, память, грамотность, закладывает базу для устной речи. Поэтому полезно читать литературу познавательного характера в оригинале. С этой целью я сняла видеокурс «Қане, кітап оқиық!» – «Давайте читать книги!» по повести Бердибека Сокпакпаева «Менің атым Қожа». Это произведение знакомо читателю по одноименному фильму.

– Сейчас очень много желающих заговорить на государственном языке, но иным не помогают ни желание, ни мотивация сделать, например, блистательную карьеру...

– У нас не совсем правильно выст­роена методика работы с взрос­лой аудиторией, которая владеет языками романской и славянской групп. Казахский относится совсем к другой семье языков.

У нас к корню слова примыкает множество словообразующих и формообразующих аффиксов. Агглютинативность (от латинского аgglutination – приклеивание) нашего языка можно сравнить с электровозом, к которому прикреплено много-много вагонов.

Например, оқу – это учеба. А оқушы – ученик, оқушылар – ученики, оқушыларда – у учеников, оқушылардағы – то, что у учеников, и так далее. Видя столь длинную структуру слова, люди уже на уровне подсознания начинают бояться языка. Чтобы преодолеть этот барьер, надо научить человека видеть строение слова, его основу и аффиксы, каждый из которых придает слову новое значение. Есть много моментов, которые надо тщательно прорабатывать с учениками. Для этого должна быть какая-то четко выстроенная система.

Надо признать, что за 30 лет часть проживающих в Казах­стане русскоязычных овладела какими-то навыками по знанию государственного языка. Кто-то понимает, но не говорит; кто-то пытается говорить, но у него скудный словарный запас; кто-то, имея определенный запас слов, говорит, как может, но у него нет грамматических познаний, а грамматика – это все!

Исходя из перечисленного, языковые центры и ответственные за внедрение государственного языка структуры должны быть готовы отвечать на все запросы клиентов. Там, как в магазине, должна быть выстроена методическая витрина, чтобы каждый мог взять то, что ему надо в данный момент. Я работаю именно по такому принципу.

Если человек может говорить, но комплексует, значит, нужно убрать барьер – боязнь языка. С теми, кто не боится говорить, но имеет скудный словарный запас, надо работать над его пополнением. Есть люди, которые желают научиться говорить красиво литературным или профессиональным языком. Следовательно, нужно брать текст из той сферы деятельности, где он трудится.

Например, у меня училась специалист из Росатома, желающая именно этого: уверенно и грамотно говорить на государственном языке. Пожалуйста! Мы с ней перевели текст, с которым она работает перед русскоязычной аудиторией. Затем она пересказывала текст, используя разные синонимы ключевых слов, которые обогащали и украшали ее речь.

Поэтому я считаю, что курсы по обучению государственному языку должны оказывать широкий спектр обучающих услуг. Традиционными методами обу­чать взрослых недопустимо.

Чтобы не было пустой траты государственных средств, на мой взгляд, необходимо пересмотреть программу обучения, систематизировать и выстроить методику с учетом возрастных особенностей, занятости, базового языкового багажа и специфики самого казахского языка.

 

АВТОР:
Галия Шимырбаева
10:08, 19 Февраля 2021
25 февраля 2021 16:46
НАВЕРХ

Главная тема-О пандемии снова:

Пандемия коронавирусной инфекции нового типа (COVID-19) завершится в начале 2022 года. Об этом датскому телеканалу DR сообщил глава Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) Ханс Клюге, 
По словам представителя международной организации, 2021 год также будет годом коронавируса, но ситуация будет более управляемой по сравнению с годом ранее.

"Худший сценарий позади. Мы знаем о вирусе больше по сравнению с 2020 годом, когда вирус только начал распространяться", - отметил Клюге.

При этом Клюге предупредил, что озвучивает лишь собственный прогноз, а как будут развиваться события вокруг ситуации с пандемией никто не может предугадать.

"Вирус останется, но не думаю, что будет нужда в ограничениях. Это оптимистичное послание", - добавил представитель ВОЗ.

25 февраля 2021 16:21
НАВЕРХ

Ах эта музыка..музыка..музыка...

 

Там где кончаются слова, начинается музыка
Лучше всего о казахской традиционной музыке может рассказать только она сама. Слушая домбру, кобыз, сыбызгы или симфонические кюи можно со всей полнотой понять и проникнуться казахской историей и культурой.
Музыкой была пронизана вся жизнь казаха – она звучит в обрядах и ритуалах, на праздниках и в повседневном труде.
На протяжении столетий, передавая из поколения в поколение, главным хранителем казахской музыкальной культуры был сам народ.
Казахи говорят "Бог вложил в душу каждого казаха частицу кюя с момента его рождения".
Кюй – это традиционная казахская инструментальная пьеса, которая рассказывает эпические истории, сказки и легенды казахского народа.
Музыкантов, которые пишут и исполняют кюи называют кюйшами.
Обычно, перед исполнением, кюйша рассказывал о чем его кюй. Но с течением времени устное творчество навсегда отделилось от инструментального, и в наши дни лишь немногие музыканты сопровождают свою игру предварительным рассказом.
Народные кюи - это ранний фольклор. Бытует мнение, что эти кюи могли быть сопровождением неких ритуалов у древних кочевых народов. Кюйши всегда имели свой стиль и особенность игры. В своих произведениях они размышляли о смысле жизни, рисовали тонкие психологические портреты людей, воспевали красоту степных просторов и родного края.В целом кюи всегда передавали всю сложную и многогранную картину жизни кочевников.
В казахской культурекюи издревле передавались от исполнителя к исполнителюна слух. Кюй "Ақсақ құлан" (хромой кулан) считается народным идатируется 13 веком.
Кюй рассказывает о том, как у Чингисхана на охоте погиб любимый сын Джучи. Его сбил с лошади хромой кулан, гордый и сильный вожак стаи. Слуги не знали, как об этом сообщить своему правителю, и привели к нему музыканта. Тот не сказал ни слова, просто сыграл на домбре кюй "Аксак кулан". Хан всё понял и велел казнить домбру. С тех пор на инструменте появилось отверстие – след от расплавленного свинца.
Настоящей эпохой возрождения в искусстве сочинения кюев стала середина 19 века. В те времена жили и создавали классические произведения выдающиеся композиторы-кюйши Құрманғазы Сағырбай, Махамбет Өтемісұлы, Дәулеткерей Шығаұлы, Таттімбет Қазанғапұлы.
Каждый из них внес огромный вклад в развитие казахской музыкальной культуры, однако особое место в ней занимает Курмангазы. Если вы захотите услышать пульс и дыхание казахской земли, узнать, о чем поет вольный ветер бескрайних степных просторов, ощутить радость от стремительного бега летящих коней, понять в чем сила казахского народа - послушайте кюи Курмангазы. Его кюи “Сары-арка”, “Ақсақ-құлан”, “Адай” ассоциируются у казахов с образом Родины. 
24 февраля 2021 21:10
НАВЕРХ

Музыка в жизни казахского народа

Особая роль народной музыки в жизни казахов отражена в многочисленных древних мифах и легендах, что подтверждает глубокую историческую почвенность этого слоя культуры.

В народной памяти сохранилось более ста сказаний, в каждом из которых - тысячи поэтических строк, исполняемых в сопровождении кылкобыза -смычкового музыкального инструмента с двумя волосяными струнами или щипкового инструмента - домбры. Будучи одним из самых любимых жанров народного творчества, героические и лирико-бытовые эпические сказания "Кобланды", "Алпамыс", "Ер-Таргын", "Камбар", "Кыз Жибек", "Козы-Корпеш и Баян-сулу", "Енлик и Кебек" и многие-многие другие донесли до потомков в легендарной, мифоло­гизированной форме реальные исторические события доказахской и собственно казахской истории.

Казахский народ также богат песнями. В песнях казахского народа отразилась вся его многовековая история, его думы, чувства, надежды и мечты, горе и радость. Именно этим объясняется необычайно большой диапазон песенного творчества казахов. Это безбрежное море выразительнейших мелодий, которые поражают красотой, многообразием сюжетов и жанров. «Казахская народная музыка со временем превратится в профессиональное большое искусство; в ней заложена богатая основа, которая ждет только своего дня возрождения и расцвета во всех жанрах» . Благодаря широкому распространению песни в быту народа многое из песен проникло в инструментальную музыку, повлияло на структуру и характер мелодий кюев для домбры.

Песня звучала всюду: в бескрайней казахской степи, на шумных ярмарках и базарах, в продымленных лачугах, мазанках и юртах, на воле и в застенке. Жизнь казахского народа была немыслима без песни. Звонкой, ликующей песней голосистый джигит открывал той, песню пели девушки и юноши на вечерних игрищах за аулом, песней встречали рождение ребенка, с песней провожали человека в последний путь. Выдавая девушку замуж, пели свадебную «Жар-Жар», в дни мусульманских празднеств звучал за каждой юртой жарапаза.

С песней ходили по аулам славильщики и казахские колдуны -дуаны, чревовещатели, заклинатели-бахсы. «Мне чудится, что вся казахская степь поет», -говорил Г. Потанин, друг Чокана Валиханова, большой знаток казахской культуры.

Только к 19 веку казахская музыка освобождается от цепей религии и обряда и начинает развиваться как самоценное художественное творчество. Этот период стал поистине духовным ренессансом нации, давшим расцвет основных музыкальных традиций народа -инструментальной, песенной, акынской. На обширной территории Казахстана формируются различные локальные профессиональные композиторские и исполнительские школы, при этом каждый регион предлагает своего рода " специализацию" в развитии конкретных традиций. Так, территория Западного Казах­стана стала центральной зоной в развитии домбрового кюя токпе, а ареал Сары-арки (Центральный Казахстан) - эпицентром профессиональной песни, юго-западный регион (Кар-макчинский район) сохранил и развил богатейшие традиции эпического сказительства, а Жетысу - традиции айтыса - состязательного искусства акынов-импровизаторов. Имена Курмангазы, Даулеткерея, Таттимбета, Казангапа, Дины, Биржана, Ахана, Жаяу Мусы, Естая, Ибрая, Нартая, Мади, Мухита, Абая , Кенена Азербаева вошли в историю не только казахской, но и мировой музыкальной культуры. Их творчество, отличающееся яркой индивидуальностью стиля, характерным образным строем и кругом музыкально-выразительных средств, составляет гордость, классику казахской музыкальной культуры. Создавая высокое искусство и приобщая простых людей к "божественному таинству" - музыке, они при жизни пользовались большой любовью и уважением в обществе и всегда находились в центре всеобщего внимания и притяжения. Лучшим из лучших народ присваивал высокие звания - салов и сере. Творческая деятельность профессиональных музыкантов 19 века, как правило, не ограничивалась только исполнительской или композиторской сферой, а включала в себя все многообразие художественных форм - поэтическую импровизацию, ораторское искусство, отточенную вокальную технику, виртуозное владение музыкальным инструментом, элементы театрального и циркового действа, что во многом сближало казахских степных артистов со средневековыми музыкантами Западной Европы - жонглерами, трубадурами, труверами, мейстер и минни-зингерами.

В 20 веке казахская музыкальная культура обогащается новыми формами музицирования и жанрами. За небольшой в масштабах истории отрезок времени республика освоила многоголосие и весь жанровый арсенал классической европейской музыки - оперу, симфонию, балет, инструментальный концерт, кантату, ораторию, ансамблевые, оркестровые и хоровые исполнительские формы, создала новую профессиональную композиторскую школу, базирую­щуюся на письменном типе творчества. На основе органичного синтеза национального содержания и европейских форм в 30-40-е годы 20 столетия были созданы классические произведения казахского оперного искусства -"Кыз Жибек" Е. Брусиловского, "Абай" А. Жубанова, Л. Хамиди, "Биржан и Сара" М. Тулебаева. Их драматургической и музыкальной основой стали неисчерпаемые богатства казахского фольклора и устной профессиональной музыки. Подмостки оперного театра стали ареной, где перед взором современного зрителя разворачивается старинный свадебный обряд и зажигательный айтыс между акынами 19 века Биржаном и Сарой, где можно услышать полную внутренней страсти песню героя народно-освободительного восстания 19 века, поэта и кюйши Махамбета и скорбную похоронно-поминальную песню-плач жоктау. В 60-70-х гг. в республике достигает расцвета один из самых сложных жанров европейской инструментальной музыки - симфонический, в рамках которого создаются как композиции, близкие по форме классическим, - симфонии Г. Жубановой, К. Кужамьярова, так и возникает новый жанровый синтез - симфонический кюй.

Самобытное музыкальное искусство Казахстана, истоки которого лежат в глубочайшей древности, - это неотъемлемая часть многонациональной культуры нашей страны. Его успехи и достижения на современном этапе - результат колоссальных культурно-социальных преобразований в жизни казахского народа. От народной песни и кюя до оперы и симфоний, от одноголосного пения до полифонически звучащего хора, от домашнего музицирования до филармонического зала, от устного предания до современной науки - таков путь, пройденный за исторически короткий период казахской профессиональной музыкой. Но главное, что характеризует ее, - это возрождение в новых социальных условиях форм и традиций богатого народного музыкального наследия. Созданные народом песни, танцы, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства и архитектуры раскрывают специфические особенности жизни каждого народа и имеют большой познавательный и художественный интерес, свидетельствуют о созданной им материальной и духовной культуре. Художественные произведения, созданные народом для себя по своему вкусу и эстетическим требованиям, выражали демократическую идеологию, в основе которой всегда лежат гуманистические идеалы. В произведениях народного искусства, созданных для себя или своей среды, непосредственно выражались мысли и чувства народа, особенности его быта и природной среды, в которой жил и трудился народ.

Народная поэзия, музыка, танцы и художественные произведения декоративно-прикладного искусства народных мастеров, оформляющих и составляющих быт, проникнуты своеобразием, свойственным художественному творчеству того или другого этноса. Своеобразие искусства каждого народа определяется социально-экономическими условиями его труда и быта, а также особенностями природных условий, в которых он живет. Общение между народами и торгово-экономические связи между ними вызывают взаимодействия между художественными культурами разных народов. Однако, несмотря на эти взаимодействия, специфические особенности искусства каждого народа всегда оставались и остаются в силе и отличают его искусство от искусства других народов. Искусство, отражающее повседневную жизнь и идеалы человека, являлось одним из важнейших факторов, влиявших на развитие демократического профессионального искусства.

24 февраля 2021 21:06
НАВЕРХ

Ситуация в целом неутешительная

АЛМАТЫ. КАЗИНФОРМ – По городу Алматы в период прохождения паводка подтопленными могут оказаться 19 участков. Об этом в ходе брифинга о готовности города Алматы к паводковому периоду рассказал заместитель начальника Департамента по чрезвычайным ситуациям города Алматы полковник Ерлан Алибеков, передает корреспондент МИА «Казинформ»...

 

 

19 участков из них подвержены подтоплению. «Паводковая обстановка под контролем, необходимые силы и средства приведены в готовность. Ведется постоянный мониторинг горных рек. Результаты показывают, что гидрологическая обстановка на реках города стабильная. В целях организации системного мониторинга и выработки мер по предупреждению и ликвидации последствий подтоплений в 2020 году на учет ДЧС было взято 20 часто подтапливаемых участков. На одном участке, который относится в Алатауский район, проблема паводкоопасной зоны в прошлом году была разрешена. На сегодня у нас на контроле 19 участков: в Алатауском районе 6 участков, Медеуском – 2 участка, в Турксибском- 7 участков, Наурызбайском – 1 участок и в Жетысуском – 3 участка», - рассказал Ерлан Алибеков. В настоящее время согласно данным гидрометеорологического мониторинга по городу Алматы высота снежного покрова в горах составляет 19-58 см (БАО). Общее количество выпавших осадков с 1 октября 2020 года по 20 февраля 2021 года составляет 98 мм при норме 237 мм (41,3% от нормы). Влагозапасы составляют 42 мм при норме 85 мм (49,4% от нормы), а глубина промерзания грунта в городе составляет 41 см (незначительно), что меньше на 11 см аналогичного показателя прошлого года. «В целом, снегонакопление будет продолжаться в низкогорной зоне по март включительно, в среднегорье по апрель - май, в высокогорье по июнь. В рамках подготовки к предстоящему паводковому периоду 5 февраля текущего года проведено заседание Комиссии ЧС при акимате Алматы, всем заинтересованным органам города были поставлены задачи, направленные на предотвращение подтоплений на территории города. Осенью прошлого года в рамках подготовки к паводкам были очищены более 400 км арычных сетей и около 10 км русел рек от ТБО, диких порослей и опавших листьев. В текущем году с начала зимы уже очищены 987 км арычных сетей и около 30 км русел рек. Также на постоянной основе проводятся работы по вывозу снега с улиц и дворовых территорий (с начала зимы всего вывезено 110 тысяч м3 снега», - пояснил спикер. Кроме того, в целях оперативного реагирования на подтопления при прогнозе сильных дождей заблаговременно будут направлены силы и средства на паводкоопасные участки. «Приведены в готовность службы гражданской защиты города Алматы, создана группировка сил и средств, с общим количеством 5126 человек личного состава, 746 единиц техники различного назначения, 7 единиц плавательных средств, а также 73 единиц мотопомп и 99 единиц автономных электростанций», - подытожил спикер. В начале марта в Алматы пройдет Республиканское командно-штабное учение «Көктем-2021», в рамках которой на территории 8 районов города будут проводиться практические работы по расчистке проблемных участков русел рек, водопропускных сооружений.

24 февраля 2021 20:19
НАВЕРХ

Природа нас испытывает

 Снегопады и метели обрушились на Казахстан

Зима не отступает. В Костанае ученики первой смены сегодня учатся удаленно. На термометрах — минус 33.

В Кыргызстан пришел циклон, который принес с собой похолодание. В Бишкеке температура воздуха — +4 градуса.

22 февраля 2021 22:08
НАВЕРХ

20.02-22.02-2021 .. Цифровая карусель

..

 

Объяснить всё можно в жизни,
Всю цепочку всех моментов,
С водорода и до выси
Вес тяжёлых элементов.
Взрыв и звёзды, синтез ядер,
А затем обратный ход,
Термоядерный реактор
Тоже долго не живёт.
Вот уже уран распался,
Вот уже железа нет,
Первород вновь состоялся,
Во Вселенной гаснет свет!
Снова взрыв и синтез ядер,
Круговерть, круговорот...
Неужели в том же платье
Вновь любовь ко мне придёт
22 февраля 2021 19:33
НАВЕРХ

Философия жизни

На Земле цивилизации недолговечны. Римская империя просуществовала менее тысячи лет, а цивилизация майя — около двух тысячелетий. И чем более развита цивилизация, тем меньше она существует. Сколько осталось нашей? При такой безответственности и темпах потребления, надо думать, недолго.

То же самое может происходить на других планетах. И, скорее всего, так и происходит. Их недолгая жизнь может объяснить, почему мы до сих пор  не обнаружили  ни одного сигнала от инопланетного разума.

Согласно подсчетам, в галактике Млечный путь должны существовать несколько десятков миров с цивилизациями, достаточно развитыми, чтобы посылать сообщения в космос. Но эти миры, вероятно, настолько удалены, что сигналы их обитателей до Земли не доходят или летят сквозь пространство тысячи лет. К тому времени, когда сигнал будет принят, на той далекой планете уже не будет пославшей его цивилизации. Либо не будет нас. «Мы можем представить себе галактику, в которой распространена разумная жизнь, но общение — маловероятно», — говорят Том Уэстби и Кристофер Конселис.

В основе анализа Уэстби и Конселиче из Ноттингемского университета в Англии лежит несколько видоизмененное уравнение Дрейка, предложенное почти 60 лет назад. Фрэнк Дрейк выявил факторы, которые, в принципе, позволяют оценить, сколько разумных цивилизаций может существовать в галактике.

Уэстби и Конселис начали с предположения, что для развития разумной и технологически продвинутой жизни на планете требуется 5 миллиардов лет, как и на Земле. Затем остается выяснить, сколько звезд достаточно стары и сколько планет находится в их зонах Златовласки.

Таким образом, в своем новом уравнении CETI Уэстби и Конселис показали, что количество разумных цивилизаций зависит от того, сколько звезд находится в галактике и скольким из них более 5 миллиардов лет.

Оказалось, что некоторые факторы не ограничивают перспективы обнаружения инопланетной жизни. Например, почти все звезды в нашей галактике старше 5 миллиардов лет, а их средний возраст и вовсе составляет почти 10 миллиардов лет.

Некоторые звезды следует исключить из-за нехватки в них основных элементов. Из оставшихся звезд, вероятно, лишь у 20 процентов есть планеты в зоне Златовласки.

Поскольку в галактике более 200 миллиардов звезд, следовательно должны существовать миллиарды потенциально населенных цивилизациями миров. Но прежде чем это заявлять, нужно сделать еще одно важное исключение.

Можно с уверенностью сказать, что способная посылать сигналы цивилизация может просуществовать 100 лет. На земле радиоволны открыли в 1865 году — сделал это шотландский физик Джеймс Клерк Максвелл. Пользоваться же ими научились в 1895 году, когда российский физик Александр Попов создал первый радиопередатчик.

С таким набором допущений, принимая во внимание, что средняя продолжительность жизни развитой цивилизации составляет 100 лет, сегодня в нашей галактике должны существовать всего 36 достаточно развитых цивилизаций.

Наш ближайший сосед, вероятно, окажется на расстоянии около 17 000 световых лет, что «сделает невозможным обмен данными или даже обнаружение этих солнечных систем с помощью современных технологий», — пишут Уэстби и Конселис. В самом же оптимистичном случае ближайшая цивилизация должна находиться в пределах 300 световых лет от нас.

«Время жизни цивилизаций в нашей галактике неизвестно, а это, безусловно, самый важный фактор в уравнении CETI», — отмечают Уэстби и Конселис.

22 февраля 2021 19:10
НАВЕРХ

Всё, что память забывает.. Сердце помнит...помнит..помнит...

21 февраля 2021 10:28
НАВЕРХ

Душа моя мятежная

Нехватка критического мышления приводит к тому, что женщина легко поддается внушению. Все внушенное сильно впечатляет и очаровывает ее – причем не только какая-то идея, мысль, но и убежденно произнесенное слово, даже если не понятно его точное значение. Женщины подвержены магии слов молитвы, колдовским заговорам, мантрам. Человек с талантом оратора может сильно влиять на женщин (и в хорошем, и в плохом аспекте). Это явление есть везде.  Под влияние магии слов попадают не только женщины, но и мужчины с плохо развитым Анимусом. Слово, также как идея и мысль, воспринимается человеком с плохо развитым Анимусом  как реальность.  Однако можно сказать, что в целом женщина более склонна к таким магическим формулам, чем мужчина соответствующего культурного уровня.

21 февраля 2021 10:19

Страницы: